суббота, 9 февраля 2013 г.

поединки лосей с волками

Группа юнцов, проводя досуг в одесском зоопарке, наблюдала за обезьяной, которая отличалась свирепым нравом. Затем их внимание переключилось на тощего бездомного котёнка, случайно оказавшегося на территории зоопарка. План созрел быстро: обезумевшего от страха котёнка швырнули в клетку к обезьяне и приготовились стать свидетелями кровавой сцены. Однако, обезьяна подхватила несчастного, истошно орущего котёнка, отнесла его в самый дальний угол (от людей) и дала ему хлебную корку С этого случая, описанного в замечательной книге М. Карпенко «Вселенная разумная», хотелось бы начать разговор об увлекательной науке этологии, изучающей поведение всех тварей земных, к коим относится и человек. Причём, не только рассказать о ней, но сделать некоторые противопоставления и провести параллели в поведении человека и его «меньших братьев», поскольку этология в этом смысле оказалась не только наукой увлекательной, но и познавательной.НЕ УБЕЙ СЕБЕ ПОДОБНЫХ Начнём с противопоставлений, и первый пример уже приведён: это урок добросердечия, преподнесённый «неразумной» обезьяной людям. К глубокому сожалению, он не в пользу последних. Этологи обнаружили, что в поведении животных высших и низших присутствуют моральные нормы: врождённые программы, содержащие законы, ими неукоснительно соблюдаемые. Первый закон такого «кодекса природы» - не убей себе подобных (т.е. особь своего вида). Два самца гадюки во время драки абсолютно уверены в соблюдении правил поединка. Это позволяет одному из них смело повернуться затылком к сопернику: он уверен в ненападении противника сзади. Со змеями другого вида они будут драться «без правил», ведя бой на поражение. Волк может убить оленя или лося одним ударом, клыками разорвав горло или брюхо, но в драке с другим волком никогда не применит этот приём, а будет лишь хватать своего соплеменника открытой пастью за морду, что очень больно, но не смертельно.Лев, нападая на крупную жертву, одним ударом лапы ломает ей позвоночник, следом раздирая острыми когтями бока. Но этот коронный бросок не используется в обоюдной драке львов. Они лишь бьют друг друга по ушам, что также очень больно, но опять же не смертельно. Коты в драке с собакой или другими животными стремятся попасть острыми когтями в глаза, что нередко делают весьма успешно. Но драка котов между собой сводится, как и в предыдущем случае, к болезненным ударам по ушам. Уши могут быть изодраны в клочья, но глаза дерущихся остаются целы. Олень может нанести противнику сокрушительный, смертельный удар рогами в бок, если только противником не является другой олень. С ним он станет драться, сцепив рога, заставляя его опустить голову и отступить назад.О ЗАКОНАХ ПИСАНЫХ И НЕПИСАНЫХ На Руси до недавнего времени в народе часто устраивались кулачные бои, в которых участники одевались в белые рубахи. Это условие было продиктовано правилом «драться до первой крови», которую сразу было видно на белой одежде. В этом правиле проявлялось, видимо, врождённое ограничение действий в драке с «сородичами», подобно тому, что наблюдают этологи у животных. Но технический прогресс, давший в руки человеку оружие, сделал его исключением из представителей животного мира планеты, убивающем себе подобных. Здесь надо оговориться, что нарушение человеком врождённых норм морали, которые мы назовём ЗАКОНАМИ НЕПИСАНЫМИ (то есть, заложенными в генах, а не прописанными на бумаге), происходило под влиянием доминирования над ними ЗАКОНОВ ПИСАНЫХ, то есть искусственных, которые каждый общественный строй, каждая очередная власть во все времена пишет «под себя», иначе говоря для себя удобных. При каждой новой власти меняются и писаные законы. А от человека с его не меняющимся мировоззрением требовалось быть «законопослушным» при каждой новой власти. Поэтому он невольно становился перевёртышем, ставя свою врождённую программу с ног на голову. Эта метаморфоза порождала, например, павликов морозовых, которые гордо предавали своих отцов, а также «законопослушных» босяков-крестьян, одержимых идеей раскулачивания самых трудолюбивых и потому зажиточных своих односельчан, дававших им работу и хлеб. Это та же драка, но против всяких правил. У животных кроме морали не убивать сородича есть также мораль, которую этологи сформулировали фразой «ПОБЕДА ЗА ТЕМ, КТО ПРАВ». Если животное защищает свою территорию, свой дом, своих детёнышей или самку то побеждает даже более сильного соперника, поскольку у того агрессивность ослаблена своей неправотой, срабатывающим запретом тем самым, который у юристов теперь называется «законом о неприкосновенности жилища, личной жизни и имущества». Но не зря говорят, что законы пишут для того, чтобы уметь их обходить. Их-то и нарушают (зачастую сами авторы) каждый день, поскольку «врождённым запретом» эта мораль быть перестала.ДРУГ ВСЕМ НИЧЕЙ ДРУГ (АРИСТОТЕЛЬ) И, наконец, в результате навязанной народу морали о «всеобщем равенстве, братстве и счастье» люди перестают ощущать себя ответственными за благополучие и безопасность «себе подобных», становятся, так сказать, «толерантными». Попутно несколько слов об этом сомнительном по значению термине. Ещё до 50-х годов прошлого столетия он применялся исключительно в медицине. Толерантность в понятии медиков это потеря сопротивляемости организма к инфекциям, различным вирусам, чужеродным телам. Иначе говоря, утрата иммунитета. Человек, толерантный к вирусу гриппа, целый месяц шмыгает носом и захлёбывается кашлем, толерантный к алкоголю спивается и т.д. Человек человеку рознь, что тут не придумывай. В силу своих национальных особенностей человек, условно скажем, «одного вида» не сотворит ничего позитивного во благо «другого вида» не из корысти, а потому лишь, что просто не знает, в чём для него (человека другого вида) заключается это благо. В любом случае он будет примеривать это благо на себя, уверенный, что оно универсально-всеобщее. Утратив «врождённый запрет», человек перестаёт защищать свою территорию, свой дом, семью. А за него это никто не сделает. Но ведь перестать защищать то же самое, что позволить убивать. А «врождённый запрет» бархатно вытесняется из сознания новым, искусственным: «ПОБЕДА НЕ ЗА ТЕМ, КТО ПРАВ, А ЗА ТЕМ, У КОГО БОЛЬШЕ ПРАВ».САМЦЫ «ЭЛИТ-КЛАССИК» Сделаем ещё одно противопоставление в поведении животных и человека при решении вопросов брака и репродуктивности. Этологи утверждают, что у большинства животных для этих целей «запущены две программы»: заполучения самками элитных генов самца для своих детёнышей и обеспечения себе и потомству самца и кормильца на период размножения. Приведём пример. У моногамных видов птиц выбирает самца самка. Причём, не только (и не столько) по внешним признакам, но в основном по его способности обеспечить потомству надёжные условия существования. Для этого самцы выбирают участки под гнёзда и демонстрируют самкам свои владения, показывают, как они могут строить гнездо. Самка, токуя, изображает птенца, а самец вполне серьёзно и интенсивно снабжает самку кормом. Такое «ритуальное кормление» этологи обнаружили у пауков, волков, обезьян и других животных. Все эти навыки имеют решающее значение в выборе супруга.Но вот что примечательно. После всех этих предбрачных церемоний семьи, наконец, состоялись. Но остаются «невыбранные» самцы и не нашедшие себе пару самки. Однако что-то мешает им соединиться. При наличии холостых самцов с гнездовыми участками, оставшиеся без супругов самки, тем не менее, «приживают» себе птенцов от чужих самцов и устраиваются на краю их участка. Самец на две семьи не разрывается, а заботится лишь о своём потомстве от «законной» супруги. Так почему же самка-одиночка решается на такую участь и отказывается от предложений холостых самцов? Секрет, как показали исследования учёных, в том, что самцы «на две семьи» оказались генетически элитными, здоровыми производителями в отличие от оставшихся хилых, генетически ущербных холостяков. Этологи пришли к выводу, что самки каким-то образом произ

Опубликовал: от 17 жёлтеня / октября 2010, посмотрело: 6463 | Благодарностей: 57

» ОБ УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ НАУКЕ ЭТОЛОГИИ

Последние сообщения с форума

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

ОБ УВЛЕКАТЕЛЬНОЙ НАУКЕ ЭТОЛОГИИ » Перуница

Комментариев нет:

Отправить комментарий